Церковь на Желчи» была построена в память о матери Петра I
Название села Желчино иногда встречается на картах с буквой «о». История создания церкви, которая расположена на его территории уходит своими корнями в те далекие годы, когда будущий правитель Российской империи Петр I был совсем еще ребенком.
История названия села
Название села произошло, как это ни странно, от названия болезни – желтухи, которой заболела мать будущего правителя Наталья Кирилловна Нарышкина. Это случилось во время ее визита в родные края, а именно, в деревню Алешну, где она родилась и провела все детство. Ныне эти края относятся к территории Рыбновского района Рязанской области (тогда Рязанской губернии).
Обращаясь к Богу, Наталья Кирилловна просила подарить ей исцеление и обещала взамен возвести на месте старой деревянной церкви новую, но уже из камня. Когда выздоровление пришло, она сдержала свое обещание и с тех пор церковь в простонародье стала именоваться как «церковь на желчи», а село было наречено Желчиным.
Истории, которые связаны с селом
Существует немало легенд, которые рассказывают, что приезжала Наталья Кирилловна не сама, а вместе с маленьким Петром. На самом же деле басни о царице Нарышкиной и о ее связи с селом возникли в те годы, когда развернулась борьба за престол после смерти царя Алексея Михайловича. Не будем вспоминать и разбираться во всех хитросплетениях той борьбы, поскольку в ней было огромное количество действующих лиц, каждый из которых преследовал собственные цели.
В память о тех событиях под патронажем отдела культуры районной администрации Рыбновского района был выпущен буклет, который был наименован «Мать Петра I». Издателем буклета с историей о легендарной царице выступил районный краеведческий музей. Само же издание было приурочено к 350-й годовщине с момента рождения будущей царицы. Вот в этом издании тоже указывается на то, что якобы царица Нарышкина родилась в селе Алешне, что находилось на территории нынешнего Рыбновского района Рязанской области.
Ознакомившись с буклетом и приложенной к нему истории, писатель-историк, научный и геологический сотрудник есинского музея Е.Крупин охарактеризовал его как невиданная выдумка и небылица. На самом деле, по мнению ученого, ничего подобного не было, а сами факты, которые изложены в рассказах и легендах не отвечают исторической действительности. Это не более, чем обычная выдумка, с помощью которой пытаются привлечь дополнительные толпы туристов.