Село Гавриловское
Содержание
Жители Гавриловского еще со стародавних времен завидовали своим соседям из села Спасского. Дело в том, что у тех был свой храм. А вот у гавриловцев в селе его не было.
История стала известна со времен последнего рязанского князя, Федора Васильевича Третного. До 1793 года народ копил в себе недовольство, но в конце концов терпению пришел конец.
Строительство храма
Все сельчане во главе старосты Иеремея Никитина Мальцева, отправились просить, чтобы в их обители наконец тоже возвели храм. Исторические архивы бережно хранят эти прошения в письменном виде. Крестьяне тогда жаловались, что им приходилось каждый раз ходить по три версты туда и обратно, чтобы добраться до соборной церкви, в которой и без них уже было тесно и потом идти домой. К тому же в морозные зимние дни не могли ходить до церкви ни священники ни простые люди.
Прошения крестьян тут же были услышаны. В ноябре того же года люди, с разрешения сверху, взялись за строительство молитвенного дома. Времени на возведение храма потребовалось совсем немного, всего одни год. По окончании строительства в церковь пригласили батюшку, который ее освятил. Таким образом, в конце девятнадцатого века в Гавриловском не только был сооружен наконец свой храм, но и был получен, наконец, статус села.
Деревянный храм стал каменным
Первоначально храм был построен из дерева, а поэтому простоять он долго не мог. В начале весны 1887 года, спустя почти столетие, как сама церковь, так и выстроенная незадолго до этого колокольня, сгорели полностью без остатка. Прихожане успели спасти лишь иконы и утварь. Гавриловцы снова были вынуждены ходить в церковь в Спас. Епархия снова дала свое разрешение на построение новой церкви. Но в этот раз людям пришлось долго ждать обещанный храм. Лишь к 1905 году они дождались его. На этот раз молитвенный дом был сооружен уже из камня и стал по-настоящему прочным.
Девятнадцатый век вообще отличался особым развитием села. Гавриловское в это время разрослось в длину до четырех километров. Там появилось свое мужское училище. За счет государства приобретались доски, парты и налаживалось отопление внутри здания. Священник на селе стал наставником и получал каждый месяц заработную плату. К 1886 году училище насчитывало уже семьдесят пять учеников, и селяне стали величать себя «селом государственных крестьян».
Расцвет продолжался
В начале двадцатого века в селе работала одна земская школа и двадцать три промышленных торговых заведений. Кроме того, была своя винная лавка, три предприятия по топлению сала и два овчинных, пять мельниц, одна сукновальня и две шерстобитки. Также открылись фабрики по окраске тканей, которых стали называть синильни. Крестьяне могли зарабатывать также тем, что делали бочки и возили товары в Рязань, Спасск и на пристани Оки.
Село и его экономика бурно расцветали. Если в середине девятнадцатого века там насчитывалось всего около двух тысяч человек населения, то к двадцатому столетию их стало уже в два раза больше, почти четыре тысячи человек. Вместе с количеством людей появлялись и новые избы. Сегодня в этом сельском населенном пункте проживает не так много людей по сравнению с тем количеством, которое населяло его в годы расцвета. Это всего около тысячи шестисот человек, но Гавриловское, тем не менее, остается третьим по численности населения среди всех сел этого района.
Гавриловское сегодня. Любовь Рязанская
Храм, о котором идет речь, оставался духовным центром вплоть до 1940 года. Но в том году его сперва переделали в местный клуб, а потом — в ясли. После войны здание стало складом, в нем хранились удобрения. Введенская церковь была возвращена людям лишь в 1999 году, а спустя еще два года, в 2001 — ее после реставрации снова освятили.
Теперь там появилась своя святыня — икона блаженной Любови Рязанской, а также хранится частица ее мощей. Она когда-то была обычной девушкой из Рязани, звали ее Любовь Сухановская. Она родилась в 1852 году и была очень болезненным ребенком. Когда ей было пятнадцать лет, она постоянно лежала в постели. Но однажды к Любови явился Николай Чудотворец и велел ей встать, ходить и юродствовать. Так она и встала на ноги.
По слухам, она заходила в любую лавку, брала, все что хотела и уходила ничего не заплатив. Но сельчане, несмотря на это, очень любили Любу и верили, что после ее визита у них начнется резвая торговля. Любушка воровала не для себя: она отдавала вещи нуждающимся и всегда беспрестанно молилась за них.