Скопинская керамика

29.08.2014, 10:02

Скопинская керамика известна далеко за пределами Рязанской области. Небольшой город Скопин издревле славится своими мастерами гончарного искусства. Он расположен на берегах реки Вёрды, где ранее было очень много залежей пригодной для изготовления керамики глины. Первые поселения и первые попытки гончарного производства были здесь уже в  XII веке. Вплоть до второй половины XIX производилась незатейливая кухонная утварь для крестьянских семей насыщенного чёрного цвета, получаемого из-за особой технологии обжига в закрытом задымленном горне.

Коренной перелом в технологии произошёл с овладением секретов свинцовой глазури, представляющей собой стекловидную массу. При обжиге она оплавлялась и покрывала изделие равномерным блестящим слоем. С помощью добавления в глазурь окисей различных металлов стало возможным менять цвет изделия. Скопинские мастера предпочитали окрашивать свои произведения преимущественно в зелёный или коричневый цвет, используя живописные потеки глазури, играющие на солнце всеми цветами радуги.

Простая посуда ушла в прошлое. Появились высокохудожественные сосуды с обилием лепных и рельефных деталей. На боках кувшинов, кумганов и квасников размещались фигурки птиц и зверей вместе с довольно сложным орнаментом. Позднее мастера научились делать сосуды, тулово которых являлось скульптурным изображением различных животных, в том числе мифических. Особенно интересно и забавно сейчас смотреть на творения позапрошлого века, которые по мнению мастеров того времени изображали слонов, львов и крокодилов. Эти заморские существа никогда не водились в здешних краях и о них народные умельцы имели весьма смутное представление. Особое место занимают изображения птицы Скопы, давшей название городу, и русского сказочного кентавра Полкана.

В начале ХХ века продукция скопинских гончаров вызывает неподдельный интерес на Всероссийских и Всемирных выставках кустарной промышленности. Она попадает в Петербургский кустарный музей, а по всей России возникает настоящий бум рязанской керамики. Её скупают для частных коллекций и начинают вывозить за рубеж. Мастера осваивают массовый выпуск оригинальных глиняных игрушек, изображающих порой целые сцены из городской жизни.  Лица и детали одежды вылеплены с поразительной точностью и изяществом.

После гражданской войны керамика в Скопине, как и большинство других народных промыслов, утратила былую привлекательность. В возрождении утраченного искусства большую роль сыграл созданный в 1950-е годы Научно-исследовательский институт художественной промышленности. С его помощью мастера получили возможность разрабатывать новые разновидности изделий и декора в духе социалистического реализма, рассвет которого пришёлся на 70-80-е годы.

 Сейчас среди скопинской керамики преобладают удивительно трогательные и пластичные изображения людей и зверюшек, вызывающие истинный восторг у детей и взрослых.

 

Читаем другие статьи