Рязанские кружева

19.08.2014, 04:40

Расцвет искусства кружевоплетения на Рязанщине пришёлся на первую четверть прошлого века. Рязанские мастерицы сумели сберечь секреты древнерусской счётной техники плетения, которые почти были забыты в соседних губерниях. Они плели свои кружева по памяти, запоминая очерёдность и цвет нитей, без предварительного рисунка-сколка. Такой способ плетения требовал особого мастерства и внимания. Одна ошибка могла свести на нет все усилия многих дней кропотливого труда.

Наиболее сильны были традиции счётного кружевоплетения в городе Михайлове и в расположенных рядом с ним деревнях. Кружева плелись в народной манере яркие и цветные, преимущественно в виде длинных лент различной длины. Доминировали белые и красные нити с добавлением нитей жёлтого, голубого и зелёного цветов. Рязанские кружева были элементом декора мужского и женского костюма. За ними на Михайловскую ярмарку приезжали модники даже из самых дальних деревень соседних губерний. Праздничный народный костюм того времени был немыслим без кружевного декора. Кружева вшивали посреди юбок, фартуков и рукавов. Ими украшали края изделий, а молодые парни щеголяли ими на посиделках перед девицами. Скатерти, полотенца и столешницы обязательно были с рязанскими кружевами.

Счётному кружевоплетению свойственна крайняя степень стилизации. Хотя кружевные элементы и носят такие красочные названия как, например, «рыбка», «балалайка», «вороньи глазки» или «бубенцы», выделить их неопытному человеку довольно трудно. Они представляют собой просто декоративный орнамент, мало что имеющий общего с исходными мотивами.

В сёлах Рождественское и Ижеславль кружева плелись многопарным способом плетения. Использовался рисунок-сколок и нити разной толщины, цвета и фактуры. На ажурном фоне располагался сложный орнамент из симметричных ёлочек, кустов или косых ромбов. Кружевная нить была очень плотной и называлась в народе «скань».

Рязанский город Кадом славится двумя оригинальными техниками кружевоплетения – филе и вениз. Филейная техника была очень популярна на Руси в XVIII веке. Она заключалась в сплетении крупной сетки, на которой с помощью настила вышивался растительный орнамент с преобладанием ярких цветочных розеток. Получалось великолепное сочетание воздушного ажура и довольно плотной вышивки. Филейными кружевами украшались шали, скатерти  и накидки. Во второй половине XIX века распространение получила техника вениз, которая является местным творческим переосмыслением классической венецианской техники. Мастерицы с помощью иглы творили неповторимые ажурные геометрические и растительные узоры, используемые в первую очередь для украшения домашнего интерьера. В 1910 году в Кадоме была открыта школа-мастерская, где юных умелиц обучали этим двум техникам. Особую популярность они приобрели в 1970-е годы, когда местные кружевницы завоевали серию наград на престижных отечественных и зарубежных конкурсах.

Читаем другие статьи