Лапотный промысел на Рязанщине
На протяжении столетий лапти были повседневной обувью русских крестьян, которую носили круглый год. Основателем лапотного промысла на Рязанщине невольно стал царь Пётр I. Во время своего путешествия по Оке он однажды повстречал в одной из деревень в Шиловском лесу мужика, который самозабвенно с утра до вечера плёл лапти, изготовив их уже целую гору. Царь решил под руководством мастера сплести для себя обновку собственноручно, однако все его потуги оказались тщетными. Осилить нехитрую науку плетения лаптей он не смог.
Измученный царь бросил работу и приказал выкупить у мужика всю его продукцию по очень высокой цене. На полученные от царя деньги мужик основал в честь Николая Чудотворца Николо-Лапотный монастырь, монахи которого по традиции постоянно плели и продавали лапти. Их примеру последовали и наиболее предприимчивые крестьяне окрестных деревень. Недоделанный царём гигантский лапоть отправился в Эрмитаж, где долгое время украшал коллекцию царских поделок.
Лапти плели из коры липы, вяза, тала, берёзы, ивы и ракиты. Самыми прочными были изделия из дуба, а самыми красивыми и дорогими считались вязовые лапти. Именно их изготовление и продажу в первую очередь наладили предприимчивые рязанские мужики. Существовало огромное количество различных моделей лаптей на все случаи жизни. Их плели не только из коры, но и из других подручных материалов. В дело шли полоски ткани и суконные обрезки, пеньковая верёвка, корешки растений и конский волос. Изделия из конского волоса назывались волосянниками. Ходили в них дома в избе или в особо жаркую погоду по улице. Большинство крестьян пользовались липовыми лаптями. Они были мягкими и достаточно прочными. По праздникам надевали престижные вязовые лапти с чёрной шерстяной тесьмой, украшенные цветными узорами.
Для добычи необходимого для изготовления лаптей лыка крестьяне отправлялись в лес целыми артелями. Заготовка этого материала шла весной, когда на деревьях только начинали появляться первые листочки. Лыко связывали в пучки и хранили на чердаках. К работе приступали зимой, когда заканчивались работы в поле. Перед плетением лыко в течение суток замачивали в воде. Размоченную кору соскабливали, оставляя только луб. В зависимости от исходного материала и мастерства лапотника за день выходило от трёх до десяти пар обуви.
В 1913 году рязанские лапти бойко продавались на базаре по цене от 11 до 15 копеек за пару. Для мужиков это был солидный заработок, учитывая, что сто грамм казённой водки с нехитрой закусью стоили тогда всего лишь 5 копеек. Во время гражданской войны и в первую пятилетку рязанские мужики получили своеобразный госзаказ. Они плели лапти для нужд Красной Армии, а их скупкой занималась чрезвычайная комиссия по валенкам и лаптям (ЧЕКВАЛАП).
Лапти в рязанских деревнях перестали носить 50-60 лет назад. Сейчас их делают только отдельные умельцы в качестве сувениров для иностранных туристов по цене от $20 за пару.