Гусевский погост
Известное своими замечательными белокаменными церквами село Гусевский погост, когда-то было наравне с Косимовым, что расположено недалеко по соседству.
Первые упоминания
Гусевский погост впервые припоминается в летописных списках книг владимирских Василия Крапоткина от 1637–1648 годов. В них говорится, что в Гусевском погосте были красивые церкви с колоколами и образами. В начале семнадцатого века Гусевский погост из-за своего положения был хоть и непродолжительное время, довольно значимым торговым пунктом.
Царевич Касимовский даже жаловался царю Михаилу I Фёдоровичу Романову о том, что из-за Гусевского погоста люди вместо Касимовского торга предпочитать стали торг на Гусевском погосте, потому что там торговали без всяких причитающихся пошлин по воскресеньям. Так, там торговля разрослась, что Касимов за один только год совсем опустел и вынужден был из-за этого терпеть немалые убытки, потому что в нём торговали с пошлиною.
Раньше все с городов, которые находятся поблизости Касимова ездили сюда, а тут вдруг стали ему предпочитать Гусевский погост. Кроме других товаров, которыми приторговывали, прибавлялся и алкоголь. Им торговали в Гусевском погосте тоже незаконно. Царевич жаловался царю, что, мол, винокурят, а потом ездят по деревням и продают вино вёдрами, а кто-то ездит с целыми бочками и торгуют. Царь Михаил Фёдорович вмешался в эту ситуацию и торговать в Гусевском потосте запретили.
Заслуги Тян-Шанского
Пётр Тян-Шанский в своей географической работе об отечестве, в части посвящённом преступности в России, писал, что в конце девятнадцатого века пьянство очень увеличилось в центральной части.
В некоторых сёлах, суммы, растрачиваемые крестьянами на вино в год, были в разы выше всех возможных государственных и прочих повинностей. Всё на налоги большие крестьяне сильно бранились, а на деле просто свои заработанные деньги пропивали. Он писал также, что ругательства различные настолько прочно засели здесь в головах людей, что бранными словами они и с животными домашними и даже с неживыми предметами обращались. Также Тян-Нанский рассказывал, что очень распространены были связи вне брака, что по-другому стали смотреть на это, без осуждения, и что все девушки стремились за москвичей замуж пойти.
В восемнадцатом и девятнадцатом веках в поместьях братьев Баташовых, которые были из села Гуся-Железного, крестьяне начали понемножку втихую занимать самовольно земли, принадлежащие церкви.
Жаловались на это святые отцы и патриарху и в поместье. Иерей Иван Иванов всё носил новые и новые жалобы на то, что не слушаются крестьяне, а продолжают строиться и церковные земли занимать, всё было без результата. Приказывали крестьянам дворы свои сносить, но крестьяне никого не слушали и продолжали там жить и хозяйства свои вести. Так, крестьяне и церковную землю Гусевского погоста стихийно захватили, а все многочисленные жалобы иерея Ивана Иванова оставались неудовлетворёнными.
Храмы на погосте
Тем не менее, постепенно торговый Гусевский погост преображаться стал в церковный. А в 1771 году здесь построили Никольскую церковь каменную (на этом месте ранее стояла деревянная, но сгорела и решено было построить каменную), которая стоит до сих пор.
Её колонады, правда, немного разрушились, однако, благодаря этому, развалины выглядят великолепно. Упоминалась в летописях Преображенская церковь из дерева, но в тысяче семьсот семьдесят седьмом году она вся погорела дотла. Но на том месте построили новую, каменную. Строя её алтарь, стали по-другому часть строить. А местные из-за этого предложили за свои средства сломать часть не по плану построенную, а достроить как надо.
Таким образом, строили и церковь и приделы её весь восемнадцатый век. А полностью достроена была эта церковь только лишь к концу девятнадцатого века, в тысяче восемьсот восемьдесят пятом году. Рядом также была построена колокольня, у подножия которой стоят восемь фигур каких-то неизвестных святых. К церкви принадлежат также дом из двух этажей. На первом его этаже было помещение для паломников и сторожилых.
Оба храма сегодня — и Никольская церковь и Преображенская церковь (они построены в совершенно разных стилях и воспринимается совсем по-разному) открыты для прихожан в любое время года вот уже двадцать четыре года. С самого начала притягивает взор Преображенская церковь из-за своей огромной колокольни. Ну а потом уже смотрят на Никольскую более старую церковь. Если надобно, то хорошему человеку могут дать тут и ключи от колокольни, чтобы он мог увидеть воочию окружающую красоту. Долина отсюда видна совершенно прекрасно, и видно, также, как речка Гусь впадает в реку Оку.
Двигаясь на машине, нужно держаться города Касимова, а вблизи Гусь-Железного прямо перед мостом, не заезжая на него, свернуть вправо. Вскоре появиться там сам Погост.